Более 350 компаний к 20 сентября 2024 г. стали обладателями сертификата «Сделано в России». Об этом «Ведомостям» сообщил представитель Российского экспортного центра (РЭЦ; входит в ВЭБ.РФ), реализующего этот проект.
Сертификат дает производителям право нанесения на продукцию знака соответствия – «птички» в цвете российского триколора, а также возможность получения поддержки в продвижении товаров на внешних рынках. Документ, в частности, получили пивоваренная компания «Балтика», нефтегазохимическая компания «Сибур», фармпроизводитель «Герофарм», уточнил собеседник «Ведомостей».
Маркировка «Сделано в России» добровольная. Она доступна для российских товаров любого сегмента и любой отрасли производства. Но для получения такой маркировки продукция должна получить подтверждение соответствия по одному из направлений сертификации программы (надежность, уникальность, экологичность, органическое происхождение).
Директор Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров обращает внимание, что идеология проекта предполагает доступность программы для широкого круга организаций (крупных компаний, малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей), прозрачность и простоту получения статуса ее участника и в то же время высокие требования к качеству продукции. Участники программы получают информационную и маркетинговую поддержку от РЭЦ, напоминает он.
Инициатором программы «Сделано в России» в 2015 г. стал занимавший тогда должность премьер-министра РФ Дмитрий Медведев, напоминает к. э. н., доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве Ольга Жильцова. С помощью проекта правительство собиралось возродить и улучшить экспортные отношения со странами, знакомыми с советскими товарами с маркировкой Made in Russia и Made in USSR (Russia), рассказывает эксперт. Главной идеей было помочь российским производителям выйти на зарубежные рынки, отмечает она.
В 2022 г. программу перезапустили как часть глобальной работы по импортозамещению в России и поддержке отечественных производителей, напоминает Гафаров. Одним из направлений развития проекта сейчас является появление программ поддержки локальных производителей, таких как «Сделано в Москве», «Сделано в Санкт-Петербурге», «Сделано в Башкирии», «Сделано в Тульской области» и т. д., добавляет эксперт.
Чем полезна маркировка «Сделано в России»
Продвижение национального бренда «Сделано в России» позволяет повысить международную конкурентоспособность российской продукции и увеличить объемы несырьевого неэнергетического экспорта, обращает внимание представитель РЭЦ. Это, по его словам, происходит за счет популяризации положительного образа России за рубежом через продвижение качественных товаров и услуг, трансляцию российских ценностей и культуры, формирования привлекательного образа и доверия к российской продукции на целевых рынках.
Программа «Сделано в России» и поддержка РЭЦ позволили почти 5000 компаний выйти на новые рынки, найти покупателей или установить деловые контакты на различных международных мероприятиях в странах СНГ, БРИКС, Азии и Ближнего Востока, подчеркнул собеседник «Ведомостей».
Программа продвигается с помощью различных инструментов, например за счет собственных ярмарочных мероприятий. В 2024 г. РЭЦ провел два масштабных фестиваля-ярмарки «Сделано в России» в Китае – в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян, в рамках которых продвигалась продукция более 150 отечественных компаний, рассказывает представитель центра. Розничные продажи российских компаний – участниц ярмарок превысили 260 млн руб., а потенциал их договоренностей с китайскими партнерами оценивается более чем в 2,5 млрд руб., уточнил он.
Также продвижение бренда происходит через сеть демонстрационно-дегустационных павильонов продукции агропромышленного комплекса за рубежом. По словам представителя РЭЦ, в таких павильонах представлены 145 компаний и 2500 товарных позиций. Павильоны работают в Китае, Вьетнаме, Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии, Египте, перечисляет собеседник. Совместно с компаниями из этих стран РЭЦ намерен открыть дополнительные площадки павильонов, уточнил он.
Кроме того, РЭЦ устраивает промоакции продукции через национальные магазины Made in Russia на международных маркетплейсах и в физических точках продаж на шести экспортных рынках (Китай, Вьетнам, Турция, Сингапур, ОАЭ, Узбекистан), добавляет собеседник. В национальных магазинах преимущественно продается розничная продукция для конечных потребителей с высокой добавленной стоимостью, уточнил он.
По словам представителя РЭЦ, в таких магазинах широко представлена бакалея (крупы, растительное масло), молочные продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, а также косметика, биологически активные добавки и товары для детей. Наиболее активно продаются кондитерские изделия, подчеркивает он. Сейчас в национальных магазинах реализуются более 2500 товаров от более чем 800 компаний, подсчитал собеседник. Накопленный объем продаж через сеть национальных магазинов за последние пять лет составил более 3,2 млрд руб., уточнил он.
Продвижению национального бренда способствуют и информационные кампании в СМИ и соцсетях за рубежом, а также business to business мероприятия, добавляет представитель РЭЦ. В качестве примера таких мероприятий он привел хоккейный гала-матч во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума в 2024 г.
Дальнейшая судьба проекта
Программа продвижения национального бренда «Сделано в России» будет включена в обновленный национальный проект «Международная кооперация и экспорт» на период до 2030 г., отмечает представитель РЭЦ. Нацпроект должен быть утвержден осенью этого года. Как писали «Ведомости», документом предусматривается выделение 12 млрд руб. на продвижение бренда «Сделано в России».
Но перспективы дальнейшего развития программы при текущей международной политической ситуации туманны, считает Жильцова. По ее оценке, производимых для экспорта товаров становится меньше, не растет и количество зарубежных покупателей, желающих приобрести продукцию российских производителей.
С Жильцовой не соглашается председатель организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», заместитель председателя общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. Он отмечает, что программа продвижения бренда «Сделано в России» способна существенно усилить позиции российских производителей на мировом рынке. В России производится огромное количество уникальных товаров, а результаты программы говорят о востребованности российской продукции на мировом рынке, подчеркивает эксперт.
На это же указывает руководитель лаборатории креативных индустрий Московской школы управления «Сколково» Лидия Рой. По ее словам, для потребителей из дружественных государств маркировка «Сделано в России» прежде всего говорит о качестве продукции. Она обращает внимание на то, что многие страны, например Китай, воспринимают российские товары, особенно продовольственные, как более качественные. К примеру, по словам Рой, компания Choupet (детский бренд одежды), участник исследования экспорта брендов, отмечает позитивное восприятие информации о том, что товары произведены в России, при продвижении продукции в Индии. Благодаря продвижению бренда «Сделано в России» спрос на российские товары в будущем должен вырасти, резюмирует Павлов.
Ведомости